Правительство внесло в Госдуму пакет поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином. Если они будут приняты, вместе с увеличением лимита ответственности подорожает и страховой полис. По различным оценкам, в следующем году автовладельцам придется заплатить минимум на 25% больше.
На сегодняшний день максимальная выплата по ОСАГО за ремонт транспортного средства составляет 120 тыс. руб. Согласно предложениям Минфина, страховое покрытие может вырасти в несколько раз. «Страховые суммы, в пределах которых осуществляются выплаты, увеличатся со 120 тыс. до 400 тыс. руб. по имуществу и со 120 тыс. до 500 тыс. руб. в части возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших», — сообщили РБК daily в Минфине.
В ведомстве пояснили, что положения об увеличении выплат по имуществу вступят в силу через три месяца после опубликования законопроекта и это приведет к повышению тарифов не более чем на 20%. «Положения по страхованию жизни и здоровья вступят в силу через 15 месяцев после опубликования, что, по предварительным оценкам, приведет к повышению тарифов не более чем на 25%. Эти нововведения не должны сильно ударить по карману граждан», — сказал представитель Минфина.
Об увеличении лимита ответственности говорили давно: действующая сумма компенсации была установлена еще в 2003 году. «Совершенно очевидно, что установленные на сегодняшний день страховые суммы зачастую являются недостаточными и не покрывают ущерб, причиненный в ДТП», — прокомментировал новые тарифы президент РСА Павел Бунин. В РСА ждут, что полис ОСАГО подорожает на 50%, потому что к увеличенным выплатам по «железу» к 2015 году прибавятся новые лимиты по ущербу здоровью. По этому риску, если стоимость лечения превысит обязательную к выплате сумму (500 тыс. руб.), страховая компания будет выплачивать возмещение в соответствии с фактически понесенными расходами.
По данным РБК daily, повышение стоимости ОСАГО в правительстве начали обсуждать в июле. Летом чиновник аппарата правительства рассказал, что законопроект был написан в Минфине под руководством замминистра Алексея Саватюгина. Авторы из финансового ведомства мотивировали инициативу тем, что с повышением стоимости полиса вырастут максимальные выплаты по ущербу. Противники оперировали статистикой: по данным Российского союза автостраховщиков, в 2011 году максимальная выплата по имущественному ущербу размером 120 тыс. руб. была затребована всего в 3,2% случаев.
Летом в спор с Минфином вступила Госдума. По данным РБК daily, тогда еще лидер фракции «Единая Россия» (ныне и.о. губернатора Московской области) Андрей Воробьев несколько раз проводил консультации с премьером Дмитрием Медведевым, настаивая, что в нынешнем виде законопроект вносить нельзя. Думские контрлоббисты аргументировали свою позицию цифрами. За 2011 год было собрано 106 млрд руб., а выплачено всего 56 млрд руб. Причем средняя, чаще всего истребуемая выплата составила 23 тыс. 325 руб. Оппоненты Минфина также отмечали, что за 2011 год стоимость полиса выросла на 7%, а с начала 2012 года — еще на 20%. Гендиректор СК «Оранта» Дмитрий Игнатьев возражает: не вся премия является собственностью компании. Страховщикам приходится значительные средства удерживать в резервах, как того требует законодательство, часть премии съедается регрессными исками от других страховщиков, поэтому чистая прибыль оказывается на порядок ниже.
По мнению страховщиков, чтобы выполнить новые обязательства по ОСАГО, стоимость полиса нужно увеличить на 30—50%. «Это будет правильнее, мы редко поднимаем тарифы. А пакет текущих изменений — увеличение выплат по «железу», по Европротоколу — несет в себе дополнительные издержки», — отметил Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент компании МСК.