В последнее время все чаще и чаще обсуждается тема упрощенного урегулирования убытков в рамках европротокола (без участия сотрудников полиции в оформлении дорожно-транспортного происшествия) с увеличением лимита выплаты. Данные поправки в законе должны облегчить процедуру оформления ДТП автомобилистам, сотрудникам полиции и стандартизировать условия урегулирования убытков для страховых компаний.
Следует отметить, что процедура урегулирования по европротоколу работает сравнительно недавно, и, к сожалению, на сегодняшний день условия реализации данной схемы еще далеки от идеальных. По экспертной статистике, за прошедший год из всех убытков, урегулированных в рамках Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов, урегулирование по европротоколу составило лишь 12 % от общего числа. Данный показатель связан с тем, что не все участники страхового рынка готовы обеспечить прозрачное урегулирование в рамках европротокола, основываясь на неточностях формулировок на законодательном уровне.
Так например, среди условий оформления ДТП по европротоколу на данный момент действуют следующие:
1. В результате ДТП вред получен только имуществу, то есть нет пострадавших.
2. В ДТП участвуют только два автомобиля, и оба застрахованы по ОСАГО.
3. У участников ДТП нет разногласий между собой по вопросу вины, то есть вина одного из участников должна быть очевидна, участники не имеют претензий в отношении суммы ущерба и оба согласны, что повреждения не превышают 25 000 рублей.
Соответственно, не каждый автомобилист может быть уверен в стоимости повреждения своей машины, а рынок ремонта автомобилей для обывателя до сих пор остается нерегулируемым, и зачастую на ремонт автомобилисту рассчитывать не приходится.
Также остаются пробелы в формулировках закона и правил для страховых компаний, которыми, к сожалению, часто пользуются участники страхового рынка. Так например, чтобы получить компенсацию в рамках европротокола, необходимо заполнить извещение о ДТП (бланк ОСАГО) без ошибок и исправлений с описанием всей требуемой информации в данном документе, включая схему ДТП, обстоятельства, при которых произошло ДТП, и прочие данные, предусмотренные данным документом. Казалось бы, это не так сложно, но по сей день у страховщиков нет четкой прописанной процедуры урегулирования. К примеру, по европротоколу есть требования к указанию в извещении об ОСАГО знаков светофора, однако этих знаков (условных обозначений) нет в самом бланке. Именно поэтому участники ДТП стараются не отходить от привычной процедуры оформления ДТП с участием сотрудников ДПС. И именно поэтому многие страховщики имеют возможность отказать в выплате, аргументируя ошибками в заполнении извещения либо неясностями в вине одного из участников.
В перспективе, на законодательном уровне, планируется увеличить лимит выплаты по европротоколу до 50 000 рублей, а для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – до 400 000 рублей (при условии, что оба автомобиля участников ДТП оснащены спутниковыми устройствами слежения и видеорегистраторами). В этом случае важно понимать, что без четко регламентированной процедуры урегулирования в рамках европротокола для страховщиков и понятных правил для автовладельцев — ситуация с популяризацией европротокола, повышением уровня доверия к нему среди автомобилистов и широким его применением останется прежней. То есть будет реализовываться возможность урегулирования только мелких и локальных повреждений со 100-процентной виной одного из участников движения.
Следует отметить, что один из участников ДТП может быть застрахован по КАСКО, в том числе и виновник дорожно-транспортного происшествия, у которого также может быть логичное желание отремонтировать свой автомобиль после ДТП. В соответствии с большинством правил страхования, для урегулирования убытков в рамках КАСКО требуется предоставление справок из компетентных органов, поэтому о рабочей схеме урегулирования в рамках европротокола говорить пока рано. Это станет возможным, только когда РСА начнет заниматься вопросами добровольного страхования, внедрив правила урегулирования по европротоколу в правила страховщика по добровольному страхованию автотранспорта.
Возможно рассмотреть несколько вариантов развития условий по урегулированию в рамках европротокола и стандартизации правил урегулирования. К примеру:
1. Создать единый центр урегулирования по европротоколу с обеспечением возможности подачи электронных документов.
2. Передать права и обязанности урегулирования по ОСАГО (европротоколу) в «Единый центр урегулирования», а не в СК.
3. Прописать единые четкие и понятные правила урегулирования.
Как минимум, такой подход решил бы многие существующие проблемы, в частности помог бы в создании единых критериев и правил урегулирования убытков, которыми должны стать:
1. Монополизация и стандартизация на рынке ОСАГО (сейчас числится 100 000 потерянных бланков ОСАГО, что затрудняет урегулирование при наступлении убытков по «потерянным бланкам ОСАГО»).
2. Единая база по урегулированию, как следствие — минимизация мошенничества в ОСАГО, которое составляет по статистике порядка 20–30 % в выплатах.
Исполнительный директор Ассистанской компании «ЛАТ» в Москве