Вчера в Госдуму был внесен законопроект, в котором предлагается не наказывать водителей в случае оставления места аварии, при решении проблемы на месте.
Довольно частая ситуация: двое не поделили дорогу, чуть коснулись бамперами, признавший себя неправым заплатил 500 рублей за царапину, получил расписку с пострадавшего и уехал. Реже встречается следующая ситуация. Пострадавший спрятал деньги в карман и вызвал ГАИ, сообщив, что его стукнула машина, которая скрылась с места происшествия. У виновника аварии уже возникает масса проблем. Во-первых, его разыскивают. Во-вторых, за оставление места ДТП ему грозит лишение прав до года.
Бывают и другие случаи. Выезжая из двора, девушка случайно задела припаркованный автомобиль. Тут же подбежали люди, начали требовать денег. Девушка оплачивает стоимость ремонта машины, получает расписку и уезжает. Позже выясняется, что платила она вовсе не хозяину машины, а неизвестным лицам. А хозяин подал заявление в полицию. И суд ее благополучно лишил прав на год.
По правилам и законам покинуть место аварии без вызова ГАИ можно только, если участники решили оформлять ДТП по Европротоколу. То есть в аварии участвовали только два автомобиля, нет пострадавших, у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО, они согласны с обстоятельствами ДТП. А также, на сегодняшний день, сумма повреждений не превышает 25 тысяч рублей. При этом оба должны на месте аварии заполнить извещение о ДТП (оно прилагается к полису ОСАГО). И, кстати, оба должны подать свою часть этого извещения в свою страховую компанию, но это уже позже.
Наличие этого заполненного и подписанного с обеих сторон извещения - уже гарантия, что ни один гаишник не скажет, что вы скрылись с места аварии.
А расписка в выплате денег, в их получении, в отсутствии претензий - юридической силы не имеет. Уехали без оформления ГАИ или без извещения по Европротоколу - лишитесь прав.
И вот депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов решили исправить эту ситуацию. Они предлагают в статью 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях внести поправки.
Авторы законопроекта рассказали корреспонденту "РГ" детали интересного предложения. Освободить от ответственности водителей, оставивших место аварии, можно будет при соблюдении нескольких условий. В дорожно-транспортном происшествии нет тех, кто получил телесные повреждения. То есть пострадали только машины. Второе - у участников аварии и причастных к ней нет взаимных претензий (оба виноваты), либо между водителями достигнута договоренность об урегулировании претензий, подтвержденная письменным соглашением.
Не для кого не секрет, что зачастую проще решить проблему (недорогую) на дороге, чем позже несколько лет расплачиваться со страховой компанией за, например, неловкий поворот. Ведь виновнику ДТП придется потом оплачивать ОСАГО с повышенным коэффициентом. Еще дороже будущая страховка обойдется владельцу КАСКО. Поэтому взаимовыгодное решение проблем непосредственно на дороге - многим даже на руку. Но только законодательство этого не позволяет.
Новый законопроект депутатов - логическое развитие броского предложения, которое сделал недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он возглавляет Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Суть высказанной им идеи - разрешить участникам мелких аварий не вызывать на место происшествия ГАИ, оформлять все необходимые для страховой компании бумаги самостоятельно. И как только такое оформление завершено - быстро разъезжаться, чтобы не наращивать возникшую пробку. Кроме того Шувалов дал поручение страховщикам подготовить предложения об увеличении лимита выплат по Европротоколу до 50 тысяч рублей. А также разработать порядок для проведения эксперимента в четырех регионах - Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, где лимит выплат по Европротоколу будет еще выше. В этих регионах после мелких аварий,в которых люди не пострадали, водители смогут оформить ДТП без вызова ГАИ и рассчитывать на сумму выплаты по ущербу, установленную законом об ОСАГО. Максимальная выплата за одну пострадавшую в аварии машину предусмотрена в размере 120 тысяч рублей.
Впрочем, сейчас планируется увеличить лимит выплат, в том числе по материальному ущербу до 400 тысяч рублей. Правда, для этого предлагается увеличить и стоимость тарифа - почти на 50 процентов.
Идея оформления аварий без ГАИ очевидно облегчит жизнь водителям и разгрузит дорожные пробки. Сегодня в ожидании приезда автоинспектора на пустяковое дорожное происшествие люди простаивают иногда по несколько часов. И гаишников подчас трудно обвинять в том, что они не укладываются в норматив срока, в течение которого они обязаны быть на месте такой аварии. В Москве этот срок - час. Но на их пути могут оказаться непреодолимые заторы.