На сегодняшний день у большинства россиян, вряд ли, есть четкое представление о том, кто такой страховой брокер. Даже не любой специалист финансовых кругов сможет увидеть разницу между страховой компанией и страховым брокером. Причина в том, что еще не так давно страховое брокерство в России развивалось слабо. Для сравнения: на Западе подавляющее большинство клиентов (как предприятий, так и частных лиц) покупают страховой продукт не в самих страховых компаниях, а у страховых брокеров. Согласно данным СМИ на Западе непосредственно и самостоятельно страховыми компаниями и их агентами собирается всего около 20% страховых премий, а остальные 80% - через страховых брокеров. Некоторые западные страховые компании вообще не ведут прямые продажи страховых продуктов, а передали эти функции страховым брокерам, что уже стало вековой традицией, допустим, в Англии. Возьмем, к примеру, известную корпорацию Lloyd ' s , ведущую брокерскую деятельность.
Однако за последнее время значимость страховых брокеров в отечественном страховании заметно выросла, и они уже занимают отдельную нишу в страховом бизнесе.
Такая динамика развития не случайна: рост спроса страхователей на услуги страховых брокеров естественен и очевиден, а «поле» для брокерской деятельности еще достаточно свободно.
Причина спроса, в частности, в разнице между страховой компанией и страховым брокером, а точнее выполняемыми ими функциями.
Рассмотрим в следующей последовательности трех участников страхового рынка: страховую компанию – страхователя – страхового брокера.
Так, основная задача страховой компании - разработать страховой продукт (страховые услуги) и выгодно его продать. Такая же простая задача – продать полис стоит у страхового агента, который не в состоянии вести клиента, как независимый эксперт в той страховой компании , где он официально работает по ряду причин: он является официальным сотрудником, который должен соблюдать правила игры компании, за каждую продажу страхового полиса получает зарплату ( проценты), да и не в состоянии он идти против своего начальства, чтобы добиться привилегий для пострадавшего клиента при урегулировании убытков.
Задача страхователя выбрать ту страховую компанию, которая максимально удовлетворяла бы его потребности при минимальных затратах. Но на какой из сотни страховых компаний лучше остановить свой выбор? Как грамотно провести переговоры и наиболее выгодно для себя заключить договор страхования? Или как гарантированно получить страховую выплату при наступлении страхового случая?
Все эти вопросы – в области компетенции страхового брокера. Таким образом, мы видим, что страховой брокер – даже не столько посредник между страховой компанией и клиентом-страхователем, сколько личный профессиональный представитель и гид клиента на страховом рынке.
1. Брокер знает состояние рынка, в том числе финансовую устойчивость и позиции страховых компаний на рынке, какие страховые услуги продаются на рынке и их цены. Кроме того, Брокер знает все нюансы страхования и те «подводные камни», на которые может «нарваться» Клиент, заключая напрямую договор страхования со страховой компанией. Страховой брокер всегда может дать рекомендацию и разъяснения Клиенту по вопросам страхования, в том числе по вопросу «Какую страховку, и в какой Страховой компании лучше купить?».
Страховой брокер, исходя из потребностей Клиента, сам отбирает ему надежную страховую компанию и оптимальную для Клиента страховку, при необходимости проводя переговоры со Страховой компанией и внося изменения в условия стандартного договора страхования.
При этом у Страхового брокера, как правило, всегда есть несколько вариантов страховок, который он сам может выдать Клиенту, и тогда последнему не придется обзванивать страховые компании и ездить по их офисам. В некотором (а иногда и прямом) смысле Брокер проводит конкурс среди страховых компаний.
Кроме того, в отдельных случаях, когда надо, допустим, застраховать имущественный комплекс от нескольких рисков, выгоднее одни риски разместить в одной страховой компании, а другие – в другой. Либо организовать совместное страхование несколькими страховщиками данного комплекса, когда в отдельности ни один из них не состоянии принять на себя все риски и большую страховую ответственность…. Такую координационную работу – организацию страхования комплекса – лучше всего поручить Страховому брокеру.
2. Брокер ведет договор страхования и контролирует выполнение страховой компанией ее обязательств перед Клиентом.
В частности, что немаловажно, Брокер окажет поддержку Клиенту при наступлении страхового события: даст разъяснения, что надо сделать, чтобы получить страховую выплату, поможет в сборе документов и в ином.
При окончании срока действия страховки, Брокер напомнит Клиенту о желательной пролонгации; Клиенту очередной раз не придется самому думать о страховании – все за него сделает Брокер.
3. Настоящий Брокер не зависит от Страховой компании, поэтому всегда, в том числе, в случае спора между Страховой компанией и Клиентом, должен помочь последнему в разрешении спора.
При этом Страховые компании не идут, как правило, на конфликт с Клиентом Страхового брокера, так как Страховой брокер реализует страховые продукты данных компаний, тем самым, принося им доход. В случае же конфликта Страховой брокер может профессионально защитить интересы Клиента – вплоть до судебных инстанций. Однако такие случаи редко, когда случаются: страховым компаниям невыгодно идти на конфликт, т.к. Брокер может перестать реализовывать их страховые услуги…
4. Брокер проводит консультирование и информирование Клиента по вопросам страхования.
5. Клиент в случае страхования через Брокера тратит не только меньше времени и нервов. Клиент, как правило, тратит меньше денег, чем при прямом контактировании со страховыми компаниями. Учитывая, что для любого страховователя вопрос о денежных затратах на страхование является одним из важнейших, в настоящей статье он выделен в отдельный подраздел настоящей статьи.
6. Решение страховой компании о выплате Клиенту во многом зависит от того, перестраховала ли страховая компания риск (риск выплаты Клиенту). Поэтому в целях контроля за выполнением страховой компанией ее обязательств перед страхователем - Клиентом Брокера - Брокер иногда договаривается со страховой компанией о том, что ее страховая ответственность будет перестрахована через него у перестраховщика. Соответственно, будучи уверенной, в том, что перестраховщик возместит страховой компании ту сумму, которую ей придется выплатить Клиенту, эта страховая компания скорее примет положительное решение о выплате Клиенту, чем отрицательное решение об отказе Клиенту в выплате.
7. При наличии желания у Клиента многие Брокеры заключают с ним договоры о брокерском абонентском обслуживании Клиента. Цель такого договора, как правило, в письменном принятии на себя Брокером обязательств по обслуживанию (обычно - бесплатному) Клиента в страховой сфере. По такому договору на Клиента, как правило, не налагается каких-либо денежных и иных материальных обязательств.
1. Ошибочным будет мнение, что участие Брокера в организации заключения договора страхования обязательно повышает страховой тариф по такому договору. Напротив, Клиенту в денежном плане также выгоднее заключить страховой договор через Брокера.
Дело в том, что страховые компании предоставляют Клиентам страховых брокеров, продающих их страховые продукты, скидки.
Кроме того, страховая компания фактически платит за работу Брокера, передавая Брокеру комиссионное вознаграждение – определенный процент из уплаченной страхователем суммы премии за страхование.
В результате: Брокеры имеют и реализуют возможность снизить Клиенту страховой тариф за счет предоставленных страховщиками скидок, а также за счет снижения своей комиссии.
2. Такие услуги Брокера, как отбор Клиенту оптимального страхового покрытия (оптимальных условий страхования и надежной страховой компании), консультирование, представление интересов Клиента перед страховой компанией и ряд других услуг на сегодняшнем рынке брокерских услуг являются у многих брокеров бесплатными для Клиента. Исключение составляют в основном случаи, когда необходимо провести объемную работу для Клиента: организовать и провести тендер между страховщиками и т.п.
Иными словами, обратившись к Брокеру, Клиент потратит меньше денег, чем, обратившись напрямую в страховую компанию.
В завершение хочется сказать: задача Брокера – будучи помощником своего Клиента, на страховом рынке, сохранить его время, нервы и деньги.